На дворе XXI век. Прошло 20 лет со времен падения коммунистического режима. Наступила другая эпоха, мы живем в новой стране. Однако и сегодня в столице Украины часто встречаются, словно призраки из прошлого, советские символы – многочисленные памятники, барельефы и бюсты, посвященные героям той страны. А также улицы, названные в честь деятелей эпохи коммунизма. Ныне же многие из этих людей считаются врагами народа, изменниками и даже убийцами. ForUm посетил основные из них и узнал, как к ним относятся киевляне.

Памятник Ленину

«Отправить в архитектурное «гетто»

Если украинские националисты чтят памятник Тарасу Шевченко, то для коммунистов иконой стал постамент Ленина. Его полированная гранитная фигура высотой 3,45 м (и это не считая семиметрового подножья) находится перед Бессарабской площадью. Его открыли сразу после войны – в 1946 году.

Пожалуй, это один из самых скандальных коммунистических монументов. На него несколько раз «покушались»: пытались повредить или облить краской. И один из таких «подвигов» таки удался – 30 июня 2009 года, в день рождения главнокомандующего УПА Романа Шухевича, член Конгресса украинских националистов Николай Кохановский отшиб Ленину руку и нос. Только к концу года памятник отреставрировали за средства КПУ. С тех пор у фигуры вождя мирового пролетариата дежурит круглосуточная охрана. А в разные национальные праздники ее усиливают наряды милиции.

Были люди в форме и вчера. Однако на вопросы корреспондента ForUm'а отвечать напрочь отказалась. Лишь один охранник с усами и густым амбре перегара бросил нам вслед, мол, наша страна – страна идиотов: «Твоя «Нэзалэжна» хуже Латинской Америки. Вот и случаются подобные инциденты». На вопрос, уцелел ли бы монумент без защиты, мужчина послал нас… узнать это у националистов.

«Ленин всегда живой! – провозглашает пенсионерка в побитом молью беретике, прогуливающаяся не спешным шагом по бульвару. – Его хотели уничтожить, а он все равно стоит!». Впрочем, пожертвовать пару гривен на охрану памятника она отказалась.

«С одной стороны – это история. С другой, если памятник вносит раскол в общество, можно его переместить в другое место, создать некое архитектурное «гетто», – считает ухоженная киевлянка Наталья Коломиец.

Памятник Мануильскому

«Его время прошло – надо заменить кем-то более достойным»

Монумент Дмитрию Мануильскому на 20 младше памятника Ильичу. Он стоит на пересечении улиц Липская и Институтская. Сделан в виде бронзовой фигуры, стоящей  на постаменте из гранита, высота – 5,1 м.

Большая часть молодежи затруднились ответить – кому же этот памятник. Пока не прочли на нем надпись: «Выдающийся деятель Коммунистической партии Советского государства и международного коммунистического движения». Впрочем, и после этого ничего против него не имеют.

«Мне он не мешает – пусть стоит», - говорит студент Владислав Галицкий.

«Это глава Совнаркома, – не задумываясь, выпалил киевлянин средних лет Александр. – Нужен ли он? Если в Италии есть памятник Бенито Муссолини, почему бы в Киеве не оставить Мануильского? Я считаю, что исторические памятники надо сохранять. Не все, конечно. Если, например, монументов Ленина очень много, то оставить можно только один».

Старшее поколение помнит грехи Мануильского, и за это его очень не любит. Ему не забыли преследования и травлю украинской интеллигенции: писателей Александра Довженко, Владимира Сосюры, Юрия Яновского, Максима Рыльского и других.

«Это Мануильский – зампред Совета Министров УССР, - сразу распознал памятник пенсионер Григорий Иванович в классической шляпе и длинном плаще, а ля сыщик. – Этот монумент не нужен Киеву. Потому что его время прошло. Все советские памятники надо убрать – поставить где- то за городом. Кто хочет – приезжай и смотри». На вопрос, кого бы он хотел видеть на его месте, он ответил, что пока такой чести никто не заслужил.

Следующий повстречавшийся мне колоритный 90-летний Василий Задоянный, в австро-венгерском картузе, на вопрос, кому этот памятник, довольно подробно изложил мне биографию Мануильского.

«Ни в коем случае нельзя оставлять этот памятник, – категорически заявил пенсионер. – В Украине должна быть воздана память тем политическим деятелям, хозяйственникам или ученым, которые делали все для укрепления страны и благополучия людей. Например, таким, как Пылып Орлык. Также нужно вернуть свергнутые памятники. Взять хотя бы того же козака Искру, стоявшего на месте нынешней пушки возле метро «Арсенальная».

Монумент Щорсу и лошади

«Под каждый режим памятников не наставишь»

Монумент Николаю Щорсу воздвигнут в 1954 году на бульваре Тараса Шевченко, на месте демонтированного памятника графу Бобринскому, инициатору постройки в Киеве железной дороги. Личность Щорса, выходца из Черниговщины, весьма противоречива. Многие историки склонны считать, что ему приписал ряд подвигов сам Сталин, дабы подтвердить мощь советской власти в Украине. На самом же деле он ничего героического не совершил. Склоняет к этой мысли и возраст полководца – уже в 24 года его убили, выстрелом в затылок, неизвестные. При этом, взглянув на памятник Щорсу, мало кто из киевлян поймет, что умер Щорс совсем молодым. Образ сурового мужчины с густой бородой и усами, который ему приписывают, скорее всего, и есть часть плана, который затеял Генералиссимус. В любом случае, в сознание украинцев Николай Александрович вписался как борец за власть Советов.

«Я считаю, что крушить историю не следует, – считает таксист Николай, припарковавший свой «Ланос» аккурат возле лошади Щорса. – Раз поставили – пускай стоит. Места всем хватит, он никому не мешает. Тогда было одно время, сегодня другое. Кто знает, что ждет нас завтра. Не будешь же постоянно, под каждый режим, менять памятники. Не наставишь. Народ, если честно, думает совсем о другом – как прожить, а стоит ли памятник – для него это вопрос десятый».

«Честно? Не помню я кто это. Каждый день прохожу мимо него на работу, но никогда не задумывалась, – засмущалась девушка Ангелина в деловом костюме. – Но он нужен, пусть хоть что-то у нас останется в памяти. Историю ведь можно трактовать по-разному. Пускай сегодня его кто-то считает врагом народа, но еще живы сотни людей, для которых он герой. Он никому не мешает, симпатичный памятник – украшение города, стоит в хорошем месте. Значит – заслужил».

«Это Щорс – герой гражданской войны, – узнает наш памятник лучше местных турист из Беларуси Сяргей. – Это наша общая история, нельзя ее разделять на нашу и вашу. И Щорс – наш общий герой, нужно его почитать».

«Щорс – отстой, а вот лошадь красивая. Надо человека свалить, а животное оставить», – предлагает студент Николай Романюк.

Кстати, в честь Щорса еще названа и одна из столичных улиц.

Бюст Иванову

«Не велика честь для клерка?»

Признаться честно, всю жизнь хожу мимо этого памятника – сначала в садик, затем в университет, но никогда не знал, чей это постамент. Впрочем, как и многие другие молодые люди. Зато местные жители, кто постарше, гордятся таким монументальным соседом. Пятиметровый бронзовый красавец здесь поселился в 1976 году. Прямо на пересечении улиц Суворова и Иванова.

Андрей Иванов – советский партийный деятель, возглавлял в Киеве большевистскую группу на заводе «Арсенал». Один из руководителей Январского вооруженного восстания 1918 года. Похоронен в Киеве в Советском парке.

«Не велика ли честь для одного человека? – задается вопросом киевлянин Андрей Соколов. – Мало того, что именем какого-то клерка названа улица, так ему еще и воздвигли памятник», - возмущается он.

«Это историческая личность – его надо сохранить. Он за людей, за свободу боролся. И потом, если его убрать, кого на его место поставить?» – недоумевает пенсионерка Катерина Гопанюк.

Монумент участникам Январского восстания

Кому памятник, а кому скейт-парк

Бронзовую четырехметровую фигуру рабочего открыли в Мариинском парке (тогда Советском) в 1967 году, через много лет после январских событий. На монументе надпись – «Вечная слава участникам Январского вооруженного восстания 1918 года в Киеве, погибшим в борьбе за Власть Советов». Рядом расположена могила вышеупомянутого Андрея Иванова.
 

«Мы не знаем кто это, первый раз в Киеве. Наверное, каким-то героям, какой-то войны. Памятник красивый, поэтому нужен, – рассуждают студентки из Винницы Наталья Григораш и Оксана Зименко, разодетые в пестрые наряды. – Кому бы мы поставили памятник? Наверное, все, кто заслужил, уже имеют памятники».

«Честно говоря, не знаем кто это. Нужен ли он? Думаем, да. Историческая память. Да и потом – есть где на скейте покататься», – признаются школьники Костя и Петр.

 

Монумент чекистам – бойцам Революции

«Памятники, к которым никто не приходит – не нужны»

Видимо, выполняя указ по насыщению Киева советскими символами, памятник чекистам соорудили в тот же год, что и участникам Январского восстания – в 1967-м. Он расположен на Лыбидской площади (тогда – пл. Дзержинского) и представляет собой прямоугольную вертикальную глыбу из красного гранита, с высеченными на ней лицами. Надпись внизу гласит: «Мужественным чекистам, бойцам революции, верным сынам Родины, павшим в боях за власть Советов, память и благодарность народная». Интересно, что большую часть букв этой надписи давно оторвали, и, видимо, сдали в металлолом.

«Где это видано, чтобы посреди города стоял памятник убийцам?! – возмущается киевлянин Алексей Федорович. – Это все равно что, если бы в Берлине стоял памятник Гитлеру».

«Мне они абсолютно не мешают. Пусть себе будут. Чекисты? Ну и что? Кто истреблял невинных людей, а кто нет – не все же они там такие были. И потом, армия – есть армия», - не соглашается пенсионерка Наталья Владимировна.

«Вы знаете, я здесь лет 20 живу, а возле памятника так ни разу и не побывала. Мне кажется, что памятники, к которым никто не приходит, не чтит – не нужны. Их нужно убирать», – считает интеллигентного вида женщина бальзаковского возраста.

«Я думаю, этот памятник не нужен, надо уже что-то новое ставить, – убеждена студентка Юлия Кривошея. – А то камень без дела стоит, хоть бы кто приехал на свадьбу пофоткаться. Надо найти этим глыбам более достойное применение. А на их месте поставить, например, Тараса Шевченко – его никогда не бывает много».

Памятник под аркой Дружбы народов

«Пока живы люди той эпохи, памятник нужно беречь»

В 1982 году в Хрещатом (тогда Пионерском) парке открыли арку Дружбы народов, возведенную к 60-летию основания СССР. Скульптурная композиция состоит из трех элементов: арки в виде радуги, бронзовой скульптуры двух трудящихся и гранитной скульптуры, изображающей сцену Переяславской рады. По замыслу авторов памятник должен символизировать единение братских народов: украинцев и русских. Однако после распада Советского Союза в народе арку стали называть «ярмом».

«Мы же раньше были одним государством. В Украине много людей, приехавших из России, поэтому я считаю, что памятник нужно сохранить, – считает туристка из города Надым (РФ) Любовь Кочнева. – По крайней мере, до тех пор, пока эти люди живы. На это место приходят – смотрят. Наверное, нравится. Каждый памятник несет в себе что-то свое. И пусть даже какой-то из них сейчас несет в себе что-то негативное, но давайте вспомним, что в детстве старшего поколения он был позитивным».

Улицы-призраки вносят путаницу в жизнь горожан

Отдельно хотелось бы вспомнить об улицах, названых в честь советских героев, а затем переименованных нашими бравыми депутатами в честь героев нашего времени. Все бы ничего, если бы переименование состоялось не только на бумаге, но и на самих улицах – в виде новых табличек на домах. Но на деле все происходит как раз наоборот. Проблемы с правильным определением места возникают у служб такси, машин скорой помощи, туристов (особенно в преддверии Евро-2012), а также у простых горожан.

Для примера возьмем хотя бы улицу Красноармейскую, уже много лет назад переименованную в Большую Васильковскую. Однако по сегодняшний день не сыскать ни одного дома с табличкой, на которой указано новое название улицы. Даже для недавно возведенных зданий заказывают указатели с названием несуществующей улицы. И понять, почему так происходит, – не трудно. Все привыкли к такому названию и, повесив название «Б. Васильковская», предприниматели рискуют остаться без клиентов, заблудившихся в поисках неизвестной им улицы.

Еще запутаннее ситуация на улице Коминтерна. Несколько лет назад ее переименовали в улицу имени Симона Петлюры. В итоге на одной улице есть таблички с совершенно разными названиями. К тому же для некоторых людей имя Петлюры – как красная тряпка для быка. Поэтому не редкость – домовая табличка с бранными словами в адрес человека, в честь которого названа улица.

 

Фото Виктора Ковальчука

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6151