О свободе слова в последние годы не говорил и не писал разве что только ленивый.

Студенчество, интеллигенция, особенно – ее творчески «продвинутая» часть, с удовольствием пользуются этим благом «мыслить публично и вслух». Политики всех мастей в этой свободе усматривают главный аргумент наступившего торжества демократии. Мои собратья по цеху давно уже упоминают «свободу слова» через запятую, как само собой разумеющуюся характеристику режима в стране.

Спорить не буду. Свободы со словами много. Много и самих слов. Но Слова в этой свободе, больше напоминающей вольницу, все меньше. Того самого Слова, которое раскрывает суть, энергию свободы – Знание, Возможность выбора, Необходимость как осмысленный моральный императив, и главное – Действие во Благо Развития. Такая вот диалектика смыслов в одном понятии «Свобода».

Со Словом еще сложнее.

Поиск истинного имманентно присущ Свободе Слова. И поэтому Свобода Слова есть эффективный и очень практичный общественный путь к истине и ее практическому освоению и воплощению: в обустройстве своей страны, в гуманных целях и ориентирах своего общества.

Публичность и неограниченность плюрализма мнений - лишь условие и способ достижения истинных смыслов и целей. Но утверждение Свободы Слова всего лишь как права обменяться мнениями (что чаще приобретает вид «борьбы за разные правды») – ложное, опасное понимание сути дела. Это сводит Свободу Слова к бессмысленной говорильне, к выхолащиванию, и в итоге – к практической неразрешимости, и конфликтному, часто пограничному состоянию любой проблемы, которая ставится в «повестку».

С другой же, невидимой стороны, за медийным «обменом мнениями» стоит реальная монополия на последнее (практическое, деятельное) Слово тех, кто обладает властью и диктует свою волю посредством медиакратии.

За последние несколько лет таким образом извращены и выхолощены экономические и политические реформы, суверенитет, институт собственности, историческая память и наличные исторические знания, и многое другое.

Политическая власть монополизировала право быть последним источником Слова на фоне «вольницы слов». Что бы ни отражалось во «мнениях», на практике реализуется только Слово и Воля властьпредержащих. Поэтому в Украине все происходящее сводится к одному: кто «у руля», кто сегодня «делит», «раздает», «определяет», кого еще «впустят» и кого «выбросят» из власти. В итоге, суррогаты мнений, «китчевые» представления властьпредержащих, транслируемые обществу как смыслы и знания, психологические манипуляции настроениями, которые представляются в политике как взгляды, презентации вместо онтологики - все это стало новой нормой «вольницы слов». Обратная сторона медали – де-интеллектуализация, интернет-хамство и деперсонализация, замена смыслов лентой новостей.

В современной Украине «вольница слов» стала средством подмены и имитации Свободы Слова, мощнейшим инструментом управления массовым сознанием, в котором создаются суррогаты смыслов за счет манипуляции реальной повесткой, и культивация «борьбы мнений» («война разных правд»), прикрывающая реальную повестку для общества. К сожалению, актуальная, востребованная повестка страны напоминает чудовищно искривленное зеркало, в котором давно уже трудно узнать, а уж тем более понять свою страну и своих соотечественников.

Вернуть стране Свободу Слова – значит, прежде всего, вернуть ей настоящую, реальную повестку, а не ее медиакратический суррогат. Это значит, вовлечь в дискурс главные и самые больные проблемы развития страны, общества, культуры. Это значит, представить в качестве ключевой проблемы саму тему Развития как Саморазвития, и не срываться при этом ни в новые тоталитарные эксперименты, ни в очередной реставрационный застой.

Социо-гуманитарные проблемы настоящего – демографический кризис и старение нации, разрыв поколений, новое социальное расслоение, во многом воспроизводящее структуру раннего капиталистического общества.

По каким историческим и экономическим причинам выход из кризиса после распада СССР осуществлялся за счет целого поколения, которое в один миг было превращено из демографического феномена в отдельный социальный слой - военное поколение и т.н. «дети войны». Холодное, как бездна, одиночество стариков и жадная слепота их внуков – черта нашего времени.

Ну не пенсионеры же взяли потребительских кредитов на десятки миллиардов долларов, и это в нереформированной стране за шаг до глобального кризиса.

Сотни тысяч ост – и гастарбайтеров, торговля людьми, катастрофическая ситуация с наркопотреблением и распространением «социальных болезней» - и все это в индустриальной державе, которая в полшага от ядерного статуса! Это точно беспрецедентная ситуация, которая требует осмысления.

Еще один парадокс: на рынке вовсю торгуют сов-артом, а среди гуманитариев и политиков – табу на 20 век. У страны «украли» целое столетие, превратив его в несколько ругательных строк в учебниках.

Нам еще предстоит ответить на неприятный для нации вопрос, почему украинцы допустили реализацию модели «внутреннего колониализма» и высочайший в Европе уровень эксплуатации рабочей силы. И после многолетних заклинаний о необратимости национального выбора, ведущие политики и общественные авторитеты стыдливо признают, что в стране господствуют «феодальные» порядки. Это помимо коррупции и теневой экономики, уровень которой сопоставим только с регионами т.н. «серой зоны» (наркорегионы Латинской Америки и африканские регионы «несостоявшихся государств»). Кстати, феномен «промышленного феодализма» как будущную фазу заката («дряхлость») пророчил французский гений Шарль Фурье.

Власть узкого круга сверхбогатых (меритократизм) и договорной характер передела власти на нескольких «игроков» (олигополия), с имитацией выборных демократических процедур – это тоже особенность украинского национального пути последних 2 десятилетий. Причины такой социальной мутации, корни ментального двуличия, пассивная реакция общества на такую мутацию – самая сложная проблема нашей со-временности. И никакие героические гетманы и народно-демократические «предтечи» тут не помогут, ибо это вызов и дело для со-временников.

Экономическое развитие страны напоминает скорее бесконечную борьбу за участие в распродаже. Расгосударствление и формирование частной собственности на основе тотальной государственной – уникальный исторический феномен, не имеющих аналогов. Но, к сожалению, так и не состоявшаяся структурная реформа экономики означает лишь одно: в государстве нет сил, способных взять на себя инициативу и ответственность за создание пост-имперской экономической модели. И если кто-то думает, что это глупость или случайность, то хочу напомнить – прошло 18 лет! Такой срок, например, разделял начало политики НЭПа в бСССР и Вторую мировую войну.

«Трофейный» характер экономики во многом предопределяет и судьбу таких национальных активов как ОПК, энергетика, инфраструктура и земля. Решение последней проблемы – земли – может быть поворотным для мифо-истории Украины. Аграрный украинский миф, который не смог разрушить даже тоталитарный режим, разрушит рапс и глобальный рынок. Если об этом не думать сегодня.

Украина стоит на грани. На грани экологической. За разговорами о духовности «заговорили» потери чернозема из-за эрозии почвы, проблемы с мелиорацией, огромный дефицит питьевой пресной воды, проблемы с днепровским каскадом и критичной геологией Донбасса, Желтых вод. На наших глазах умирает Азовское море, кормившее приморские народы не одно тысячелетие. За полтора десятилетия рукотворно разрушается экологическое равновесие Карпат. Может быть, если столица Киев захлебнется в дерьме, а ее днепровские холмы сдвинутся в Днепр вместе с элитными новостроями, хоть тогда тема экологической беды разбудит всех, как Россию будит сейчас Саяно-Шушенская катастрофа?

Собственно, мотивов и посылов к Свободе более чем достаточно. А стремление к Свободе, как известно, сильнейшее из стремлений. Тем более, что без Свободы Слова невозможна и Свобода Духа.

Меньше всего я стремился в этой заметке к каким то нравоучениям. Загадка реальной общественной «повестки» в том и состоит, что ее нельзя навязать. Самые важные проблемы могут игнорироваться лишь потому, что они воспринимаются как неактуальные, то есть – как несущественные. Со Свободой Слова то же – пока общество устраивает медийный масскульт, до тех пор общество остается «массой», а идеи и ориентиры, им владеющие, - массовым китчем, попурри.

Пишу с надеждой, что, может быть, грядущая президентская кампания «освободит» нас от жвачки, вынудит думать и говорить о Развитии как Саморазвитии. А значит, вернет Свободе Слово.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5128