| 10:39, пн 13 фев 2012 | Погода: Киев -14, пасмурно, небольшой снег |
|
||
|
|||
|
|
Комментарии / 10 апреля 2008 | 09:00
Конституционный дебош под стеклянным куполомВ среду в парламенте пытались найти консенсус по вопросу внесения изменений в Конституцию. Спикер парламента Арсений Яценюк перед началом рассмотрения повестки дня заявил о том, что «в глаза не видел» законопроект о создании Временной следственной комиссии ВРУ относительно разработки новой редакции Конституции. Он также отметил, что по данному проекту закона нет решения регламентного комитета. Глава парламента подчеркнул, что Конституцию не будут принимать без парламента, и все ее тексты будут рассматриваться в сессионном зале. В то же время спикер уверен, что нельзя «все бросить» и начать рассматривать данный вопрос. Яценюк предложил в понедельник на согласительном совете рассмотреть данный законопроект. «Спешка в принятии Конституции вряд ли сыграет хорошую службу для Конституции и государства в целом. Кому-то закрутило в одном месте, и захотелось быстро Конституцию принять», - отметил председатель ВР. Яценюк удивлен, почему вопрос о создании комиссии возникает «за пять минут», и что его за такое же количество времени хотят решить. Чуть позже Яценюк заявил, что доволен тем, что фракции парламента нашли компромисс в вопросе создания комиссии по внесению изменений в Конституцию. По мнению спикера, очень важно чтобы при внесении изменений в Конституцию не было политической конкуренции и борьбы. «Так как Конституция - это документ нации и государства, который должен показывать, что наконец-то все политические силы объединились вокруг ключевых национальных приоритетов. Мы можем иметь разные дискуссии по поводу других законов, но Конституция - это тот документ, который должен быть принят в идеале 450 нардепами»,- подчеркнул он. По словам Яценюка, новый законопроект о внесении изменений в Конституцию должен быть подписан всеми фракциями ВР. Председатель ВР пообещал, что обязательно в парламенте будет проходить конституционный процесс. Он отметил, что уже сегодня должны проводиться консультации о внесении изменений в Конституцию Яценюк надеется, что в понедельник появится согласованный всеми фракциями проект постановления о создании комиссии по изменению Основного закона. «Обязательно руководителям фракций нужно встретиться в широком формате, думаю, будет целесообразной встреча с Президента Украины с главой Верховного Суда Украины и другими ветвями власти», - подытожил он. Комментарии
11:50 Петр Симоненко, народный депутат Украины VI созыва, фракция КПУ
Безусловно, это очень сложный процесс в связи с тем, что есть политические силы, представляющие большинство и являющиеся по интересам пропрезидентскими. Я имею в виду «оранжевую» коалицию. В данной ситуации они будут поддерживать Президента.
Я считаю, что обязательно нужно создавать эту комиссию в рамках парламента. Она должна способствовать развитию политической реформы, которая была заложена еще 1999 году, цель которой - формирование в Украине парламентской демократии. Я убежден, что весь опыт независимости Украины подтверждает, что именно этот путь должен быть реализован.
Я не сомневаюсь в том, что именно парламент должен рассматривать и реализовывать эти предложения. Другого пути нет. Всякий неконституционный путь будет приводить к узурпации власти. Это сегодня просматривается в работе комиссии, созданной по указу Президента.
Назначать соглавой парламентской комиссии Виктора Ющенко нецелесообразно. Никто не должен оказывать давление на парламент потому, что это в интересах конкретного человека. ВР выражает мнение разных политических сил, таким образом, различных регионов и слоев общества. Наиболее вероятно формирование комиссии в парламенте без участия Президента.
Что касается главы комиссии, то принципиально важно то, чтобы им должен стать подготовленный человек, знающий конституционный процесс. Не обязательно это должен быть председатель ВР потому, что он будет обеспечивать ход рассмотрения предложений в парламенте и тем самым обеспечивать законность этих рассмотрений. Конституционная группа должна готовить предложения.
К сожалению, «оранжевая» коалиция вместе с Президентом ведет линию на узурпацию власти. Конституция становится разменной монетой в клановой борьбе за власть. Конституционный процесс превращается в выработку Основного закона не для народа Украины, а для олигархов.
11:47 Владимир Стретович, народный депутат Украины VI созыва, фракция НУ-НС
Трудно говорить о том, придут ли к соглашению фракции к понедельнику. Но мне бы хотелось, чтобы конституционный процесс не проходил мимо Верховной Рады потому, что она обязательный участник этого процесса.
Создание сейчас в парламенте комиссии по внесению изменений в Конституцию не совсем целесообразно. Работает Конституционная Рада. В апреле она собирается на свое заседание для того, чтобы обговорить концепцию Конституции нового образца. Когда будет выработан конкретный тест, можно будут создавать временную специальную комиссию в парламенте.
Конституция не может быть прерогативой какой-то ветви власти. Конституция – это закон всего народа, поэтому там должны быть представлены все политические силы и слои общества. Я думаю, как Президент договорится с лидером оппозиции и премьер-министром, так оно и будет.
11:44 Инна Богословская, народный депутат Украины VI созыва, фракция Партии регионов
Дело в том, что сейчас мы рассматриваем возможность конституционного процесса в комитетах, как это и предусмотрено было порядком. Конституционная комиссия в Верховной Раде рассматривалась как ответ Конституционной комиссии, которую создал Президент. Но действующий закон говорит о том, что в парламенте этот процесс закреплен за комитетами. Мы можем пустить эту процедуру по профильным комитетам.
Я не думаю, что создание комиссии по внесению изменений в Конституцию будет камнем преткновения в дальнейшем или какой-то очень крупной темой.
11:04 Андрей Ермолаев, политолог, президент Центра социальных исследований «София»
У нас получилось так, что не все парламентские силы оказались парламентскими по существу. Это удивляет. Особенно та часть НУ-НС, которая готова лоб разбить, лишь бы поддержать Президента. Это не просто право парламента, это его обязанность контролировать, организовывать и обеспечивать конституционный процесс. Поэтому те депутаты, которые будут отказываться вести переговоры и участвовать в создании комиссии, оперирую к Президенту, нарушают свой депутатский долг и посягают на полномочия парламента.
Решающим может стать то, что две самые крупные фракции парламента поддерживают создание этой комиссии.
Главой комиссии должен стать депутат, мнение которого уважают все. От куда здесь может взяться кандидатура Президента? Виктор Ющенко должен стать равноправным партнером, участником в работе этой комиссии. Тем более, что Президент ведет сейчас Конституционное собрание, которое он создал вокруг себя как совещательный орган. Логично, что наработки этого собрания будут переданы в комиссию. Но наряду с этим должны быть рассмотрены предложения, проекты со стороны депутатов и депутатских фракций. Должна быть такая же работа, которая велась в 1995-1996 годах.
Трагедия ситуации в том, что украинский Президент сам не пишет Конституцию. Кто был бы против, если бы Глава страны был известным конституционалистом, юристом, человеком, который сам пишет конституционные документы? Наверное, ни у одноного политика не повернулся бы язык критиковать Президента. Но наш Президент не конституционалист, более того, он часто демонстрирует незнание Основного закона и полагается на разработки своих чиновников. Ни парламент, ни страна не могут зависеть от уровня компетентности и утренних снов чиновников Секретариата.
Я считаю, что конституционная комиссия, созданная в парламенте, которая будет опираться на опыт фракций, и в деятельности которой активно будет участвовать Президент, будет плодотворной.
10:09 Юрий Мирошниченко, народный депутат VI созыва, Партия регионов
Я надеюсь на то, что к понедельнику фракциям удастся прийти к соглашению. Проект постановления есть, ничего не нужно согласовывать, но НУ-НС заблокировала проект. Определенным шантажом «Наша Украина» принудила БЮТ отозвать проект постановления, но мы надеемся, что БЮТ и НУ-НС все согласуют. Если этого не произойдет, Партия регионов предложит свой проект. Он абсолютно корректный как с правовой, так и с юридической точки зрения. Более того, он позволит решить две проблемы. Первое: систематизировать все существующие проекты внесения изменений в Конституцию, подготовить один системный законопроект, который сможет набрать 300 голосов (в комиссию будут входить члены всех фракций в парламенте). Второе: этот проект делает основной площадкой для изменения Конституции Верховную Раду Украины, а не возможный референдум с принятием нового Основного закона, к чему склоняют сейчас Президента. Проект ПР был бы эффективным и поставил бы точку в том, принимать ли новую Конституцию или вносить изменения в действующую.
Предложение Кармазина сделать Президента сопредседателем комиссии по внесению изменений в Конституцию, меня очень удивило. Он опытный парламентарий и должен знать, что в специальные комиссии ВР входят только депутаты. Ставить главой комиссии Виктора Ющенко, который не является депутатом, с юридической точки зрения, мягко говоря, некорректно.
Было предложение назначить главами комиссии одного представителя от коалиции и одного от оппозиции. Это было бы правильно. Думаю, так и следует сделать.
19:02 Олесь Доний, народный депутат VI созыва, фракция «Наша Украина»
У меня есть сомнения по поводу того, что к понедельнику фракциям удастся прийти к соглашению. На этот момент около 90% депутатов готовы принимать Конституцию в Верховной Раде. Но 10% поддерживаю идею Президента вносить изменения через всеукраинский референдум. Если бы вопрос о создании комиссии было поставлен на голосование, он получил бы достаточное количество голосов. Но Яценюк находится в связке с Секретариатом, потому он не выносит этот вопрос на голосование. Повестка дня формируется ним странным способом. Поэтому возможностей для блокирования вопроса о создании комиссии достаточно.
Я боюсь, что для БЮТ изменение Конституции – это не вопрос собственной позиции, убеждений, это вопрос для политических торгов, иначе они не отозвали бы свою подпись о создании комиссии. Все-таки тут депутаты должны исходить не из политической конъюнктуры, а из интересов страны. В Конституции записано, что из 15 разделов Конституции 12 принимается исключительно ВР, три – Парламентом и референдумом.
Виктор Ющенко может стать сопредседателем комиссии только тогда, когда подаст в отставку и изберется депутатом. Он такую комиссию уже возле себя создал. Его право пользоваться советами этой комиссии, он может подать свой законопроект, но изменения к Конституции принимает только ВР.
Напомню, для изменений нужно 300 голосов. Ни у оппозиции, ни у коалиции столько голосов нет. Поэтому должен быть найден консенсус.
17:58 Кость Бондаренко, политолог, директор Института проблем управления им. Горшенина
Достигнуть соглашения к понедельнику будет очень сложно потому, что у каждой фракции свое понимание и видение Конституции, и того, какой она должна быть. Я думаю, Яценюку необходимо еще раз применить тот маневр, который он уже один раз применял. Во время затяжного парламентского кризиса в феврале-марте этого года он смог развязать конфликт только тогда, когда вывел за рамки игры коммунистов и Блок Литвина, парламентские фракции-карлики. Когда сели за стол сильные, они между собой договорились.
Что касается предложения на должность сопредседателя комиссии по изменению Основного закона Виктора Ющенко, это комплимент Президенту. Парламентские фракции являются участниками конституционного процесса. Мы не должны скрещивать ужа и чижа, парламентское действие должно быть исключительно парламентским. Введение любого участника со стороны недопустимо. Тогда возникает вопрос: почему именно Ющенко, а не Тимошенко или не председатель Верховного Суда? Ющенко должен заниматься общим стратегированием и не вмешиваться в проблемы парламента. Я думаю, должность главы комиссии должен занять спикер ВР. Комментарии читателей
|
Топ-Статья
Самое читаемое
|