Террористические акты в Москве заставили встрепенуться весь мир. Каждая страна, в том числе и Украина, задумалась, могут ли теракты пройти на ее территории, забрать жизни ее граждан. Свое виденье возможного развития ситуации в Украине в эксклюзивном интервью ForUm’у рассказал глава Меджлиса крымско-татарского народа, народный депутат Украины от НУ-НС, председатель подкомитета по вопросам коренных народов, национальных меньшинств, этнических групп, депортированных народов и нацменьшинств, заместитель члена Постоянной делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Мустафа Джемилев.

- Господин Мустафа, после последних трагических событий в Москве, весь мир опасается терактов в своей стране: и в Киеве, и в Баку, и в Минске, и в Вашингтоне, и в Лондоне усилена охрана в метро. Силовым ведомствам Украины поручено обновить и разработать программы для предотвращения терактов. В свою очередь общество и эксперты пытаются дать ответ на вопросы, «угрожают ли Украине теракты?» и «Кого/чего стоит бояться?». В ответах нередко звучат слова «Крым», «радикальные исламисты», «фундаменталисты», «сепаратисты», «шовинисты». Как Вы считаете, Крым действительно опасен?

- Думаю, что серьезных причин для опасения таких угроз от Крыма нет.

А что касается сепаратистов, то они действительно есть в Крыму. Они мощные. Их подкармливают из заграницы. Их подкармливает наш ближайший сосед. Более того, он этого совершенно не скрывает, и в открытой печати заявляет, что Крым - это часть России. Причем об этом заявляют высокопоставленные российские чиновники вроде Лужкова и Затулина. Они прямо говорят, что все равно когда-то Крым вернется «в лоно матушки России».

А вот могут ли они пойти на террористические шаги?.. Думаю, что тут все будет зависеть от того, какую команду получат оттуда, поскольку сами они вряд ли пойдут на такие вещи.

Но, скорее всего, нужно опасаться провокаций с их стороны. В первую очередь стоит опасаться провоцирования конфликтов между пророссийскими силами и крымскими татарами. Это не исключено. А дальше, если будет развиваться конфликт, связанный скажем с применением оружия – тогда, конечно, ничего исключать нельзя.

В Крыму все национальное движение подконтрольно избранному народному органу -Меджлису крымско-татарского народа, но это не исключает создания каких-то неподконтрольных ему группировочек.

В Крыму, например, уже создана такая маленькая организация, которая, по-моему, состоит то ли из одного, то ли из двух человек. Она называется «Крымские татары за союз с Россией». Мы вообще-то тоже не против союза с Россией, но на равных, а эти… Одним словом, они поют в унисон с проросийскими силами, заявляют, что Крым должен быть передан России.

Должен отметить, что также не исключается появление каких-то провокаторов из числа крымских татар. Но конфликты, связанные с кровопролитием могут быть только, если их спровоцируют извне.

А в целом, крымские татары уже в течение полувека строго придерживаются принципа неприменения силы. Национальное движение Крыма сделает все возможное для того, чтобы сценарий с кровопролитием не был воплощен в жизнь. Но, как говорится, не все нам подконтрольно.

- Известно, что в Крыму есть немало приезжих радикальных исламистов, фундаменталистов. Кто эти люди? Их много?

- Судя, по информации комитета ВРУ по делам религии, ваххабитов, хизбуттахри много среди студентов из Арабских стран и из Пакистана. Но среди них есть уже и «адепты» из числа крымских татар.

Стоит отметить, что «Хизбуттахри» - это самые оголтелые противники Меджлиса крымско-татарского народа. Они ставят все в противовес. Они призывают не участвовать в выборах, хотя мы объясняем, что если не будем в них участвовать, то не будем нигде представлены, и, понятно, не сможем решать наши проблемы.

Это их не волнует. У них своя такая концепция. Хотя, если у них возникают проблемы, они прибегают к нам, мол, власти обидели, жилищные проблемы, что-то не так. Мы им говорим, что как же решать все эти проблемы, если вы против участия наших людей в государственных структурах и органах, и чем мы вам можем помочь, если быть последовательными?.. Ну, вот такая у них странная позиция.

Но если вернутся к терроризму, то я думаю, что в данном вопросе Украину никак нельзя сравнивать с Российской Федерацией. Россия, по большому счету, рассчитывается за те преступные действия, которые она сама совершала, в том числе и на Кавказе.

На территории Украины такого нет. Мы, крымские татары, в какой-то мере признательны Украине, за то, что она в какой-то мере участвует в решении наших проблем. Поэтому, в широком масштабе о таком в Украине говорить не приходится.

Конечно же, нас тоже многое раздражает, особенно сейчас, когда начальником, главой МВД стал, по сути дела, фашист, который допускает фашистские высказывания против депортированных народов.

- Вы говорите о новом министре МВД, Анатолии Могилеве?

- Да. Он говорил, что вот, крымско-татарский народ повинен в предательстве, вот, правильно сделала советская власть, что этих врагов выслала. В таком духе он говорил.

Когда я выступал в Европарламенте 17 марта (с докладом о положении крымских татар в Украине, - авт.), то, то там были просто поражены, что такое может быть. Я также провел встречи в Еврокомиссии. Там люди качали головой, поскольку тяжело понять, как в цивилизованной стране такого человека могут поставить министром, в то время как он должен в зверинце сидеть, или за решеткой, в клетке, а не такие должности занимать.

Думаю, что Европарламент сейчас даже вынесет специальную резолюцию по данному поводу. Также я буду инициировать, чтобы сейчас Парламентская ассамблея Совета Европы сделала заявление по этому поводу.

Еще один министр – Дмитрий Табачник. Он тоже рассказывает в своей статье о том, что крымские татары с американцами готовят косовский сценарий в Украине, чтобы отделить Крым и присоединить к Турции, или что-то такое. Одним словом, пишет чушь всякую, повторяет то, что говорит самая оголтелая российская пресса.

Если такие настроения будут иметь место, истеблишмент Украины будет состоять из таких людей, то конечно, ничего исключить нельзя. Если будут иметь место действия, из серии тех, которые проводил глава МВД, в то время когда он еще был начальником милиции, устраивал акции по устрашению крымских татар, и на 40 человек нагонял тысячу «Беркута», десятки бронетранспортеров, чтобы напугать, то у крымских татар также может появиться желание напугать. Это дела взаимосвязанные.

- Время от времени появляется информация о том, что в Крыму действуют учебные базы для подготовки боевиков?..

- Это абсурд.

Несколько раз на эту тему делал заявления Леонид Грач (народный депутат Украины от КПУ, - авт.). СБУ провела проверку. Я помню, несколько лет назад СБУ сделала заявление, что там, где говорил Грач, действительно обнаружена какая-то группа, эти люди поклоняются то ли солнцу, то ли луне.

Это была какая-то религиозная секта. Это ничего общего с террором не имеет. Но тогда Грач вместо того, чтобы извиниться, сказал, что вот, видите, я же говорил. Ну, о чем тут говорить?..

Одним словом, никаких таких баз в Крыму нет. В свое время арестовывали какую-то группировку, трех-четырех человек, но это были полностью отрешенные от реальности люди, без базы, без поддержки.

Среди славянского населения таких группировок в десятки раз больше. Но, когда вдруг возникает мусульманская, крымско-татарская фамилия, то начинается, конечно, ажиотаж.

- И традиционный вопрос. Крымские татары свое будущее видят в Украине, или отдельно?

- … Один раз на этот вопрос я отвечал российской газете. Они меня спрашивали, правда ли, что когда крымские татары усилятся, то поднимут вопрос о независимости, и об отторжении Крыма от Украины.

Я полушутя ответил, что в этом нет резона, поскольку когда-то часть Украины принадлежала Крымскому Ханству, а теперь мы часть Украины. Мы так меняемся, время от времени. А если мы отделимся, то Украина будет для нас потеряна. Поэтому нет.

Но у них же чувства юмора нет. Они тогда сказали, что вот, у Меджлиса такие коварные планы, они хотят не только Крым отделить, но и даже часть Украины оттяпать… Абсурд, конечно.

Если серьезно, то я думаю, что никогда такого рода настроений не будет, если крымские татары в Украине будут чувствовать себя, как дома, и если будут равноправными гражданами.

А вот если наши права будут ущемляться и игнорироваться, то мы же умели создавать проблемы и советской власти, хотя и составляли мизерный процент. Сегодня все зависит от политики самого государства.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

50808