Сегодня в украинском парламенте «перетряхивали шкафы». Нардепы извлекли на свет Божий давно засунутый под сукно законопроект «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», датированный аж 2006 годом и успешно проголосовав, превратили его в закон.

Согласно принятому сегодня во втором чтении закону, Президент, глава Верховной Рады, премьер-министр и другие члены Кабинета Министров Украины, глава СБУ, генеральный прокурор, глава Национального банка, а также депутаты, чиновники, судьи, работники правоохранительных органов и военные не имеют права принимать подарки дороже 120 гривен, что составляет приблизительно 20% прожиточного минимума.

Что касается других подарков, полученных, например, во время проведения официальных мероприятий, теперь они в обязательном порядке должны передаваться государственному органу, в котором чиновник работает.

Кроме того, в «антикоррупционном» законе четко прописано что: людям и юридическим лицам запрещается предоставлять материальную и/или нематериальную помощь госорганам или органам местного самоуправления, безвозмездно выполнять для них работы, предоставлять услуги, передавать средства и прочее имущество, кроме некоторых случаев, предусмотренных законами.

Чиновники также обязаны представлять сведения о доходах, затратах, обязательствах финансового характера, в том числе за границей, причем как личных, так и своих близких родственников.

В случае открытия валютного счета в банке-нерезиденте чиновник должен в месячный срок письменно сообщить об этом в орган государственной налоговой службы по месту жительства с указанием номера счета и местонахождения банка.

Человек, который претендует на должность в госорганах, подает сведения о доходах, ценных бумагах, недвижимости, ценном движимом имуществе и вкладах в банках – своих и близких родственников. В случае непредставления или представления недостоверных сведений человек не может быть назначен на соответствующую должность, а если он уже принят на работу, то должен быть уволен.

В подчинении чиновника не могут быть близкие ему лица. Если так произошло, в 15-дневный срок это нужно добровольно исправить, или за месяц одного из работников должны перевести на другую должность, либо уволить.

И важное: отныне за коррупционные правонарушения грозит криминальная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

Что ж, на первый взгляд все очень даже «по-европейски». Вопрос в другом – заработает ли закон? Ведь не секрет, в нашей стране из принятых 100% законов почему-то действуют лишь 20%, а по существу и того меньше.

Также очень хотелось бы знать, отчего целых три года украинские политики предпочитали «тянуть кота за хвост», имея в загашнике полезный законопроект, в то время как вокруг только и разговоров было, что о борьбе с коррупцией?

И еще интересно: получается, в соответствии с принятым законом, с хлебного места теперь должны «попросить», например, племянника Президента Украины Виктора Ющенко Ярослава, занимающего пост заместителя губернатора Харьковщины? Ведь губернаторы подчиняются Президенту. Или дочь Главы государства Виталину, возглавляющую Национальный совет по вопросам благотворительности «Согрей любовью ребенка»? Благотворительность, безусловно, хорошее дело, но в законе черным по белому писано, что руководители общественных организаций, которые частично финансируются из государственного или местного бюджета также подпадают «под статью».

За разъяснениями ForUm обратился к автору принятого сегодня законопроекта, народному депутату из ПР, заместителю председателя комитета ВРУ по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Николаю Джиге.

«Вокруг законопроекта было много политических инсинуаций, много противников, он долго пробировался, его много изучали – сначала правоохранительные органы, потом ученые в научных учреждениях, он рассматривался на комитетах», - объяснил политик и добавил: «Если он будет работать, я думаю, это будет хороший шаг по борьбе с коррупцией. Это прогрессивный, нормальный, хороший закон и он должен внести свой существенный вклад».

Комментируя «кадровые» моменты на высшем уровне, Джига отметил, что «придется отдельно разбираться с каждым конкретным случае».

А его коллега, парламентарий из НУ-НС, также член «антикоррупционного» комитета ВРУ Геннадий Москаль, напротив, в отношении принятого закона настроен скептически.

«Он (закон – ред.) будет также работать, как принимался. И это притом, что мы в международных рейтингах по уровню коррупции стабильно на первых местах. И вообще в Верховной Раде масса законопроектов, которые пылятся на полках и не востребованы десятилетиями – интеллектуальный труд депутата в стенах ВРУ просто пропадает», - считает нардеп.

По словам Москаля, работа закона напрямую зависит от того «когда его подпишет Президент».

Парламентарий убежден, что «закон предусматривает нормы, которые давно следовало принять». «Посмотрите на фамилии в некоторых фракциях. Может это случайность, а может действительно политическая коррупция? Раньше, я точно знаю, в МВД было такое: если замминистра из Донецка, то больше ни одного руководителя с Донецкой области в министерстве не должно быть. Ну, не может работать муж директором предприятия, жена главным бухгалтером, а дочь главным менеджером!», - возмутился Москаль.

По его мнению, под новый закон необходимо подводить не только родственников, но и однофамильцев.

«Они должны быть уволены, если не захотят уйти добровольно. В противном случае правоохранительные органы будут решать это в судебном порядке. Прямо в семейный клан превратились госучреждения, но ведь если мама умная, это еще не значит, что и дети такие же», - подытожил нардеп.

Что ж, посмотрим насколько правдивы заверения «высшего эшелона» власти в собственной честности и том, что «эти руки ничего не крали». Ожидание результатов, как говорится, только вопрос времени…

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

15159